Компании: | 20 091 |
Товары и услуги: | 13 495 |
Статьи и публикации: | 1 161 |
Тендеры и вакансии: | 117 |
Наверняка вы много раз слышали о ламповых усилителях и думали, почему меломаны предпочитают слушать любимые произведения, используя именно их. В чем же их секрет, преимущества и недостатки? Как выбрать ламповый усилитель – обо всем этом и многом другом и будет наш рассказ.
Ламповый усилитель – это устройство, созданное для увеличения мощности переменных электрических сигналов при помощи электровакуумных или радиоламп.
Усилители делятся на две большие группы – они могут быть однотактными и двухтактными.
Однотактные – работают с помощью одного канала усиления: А1 (редко, но бывают модели, в которых действует канал А2). Схема устройства подобных усилителей очень проста, поскольку в них используется только два усиливающих компонента, то есть 2 каскада. Эти усилители способны выдавать очень чистый и прозрачный звук.
А вот двухтактные усилители работают в следующих классах усиления – это А1, А2, АВ1, АВ2, В1 и В2. Если вы ещё только начинаете свое знакомство с ламповым оборудованием, то лучше выбирайте модель, где будет возможно применить выходной каскад в режимах А1 и АВ1. Но, несмотря на это весомое и отличительное преимущество двухтактные ламповых усилителей, у них есть и небольшой минус – схема их конструкции гораздо сложнее, поэтому самостоятельно его изготовить будет достаточно не просто. И, как правило, количество ваших усилий и финансовых вложений, необходимых для его создания, неоправданно велики. Так что, будет гораздо мудрее и проще обратиться в узкопрофильные магазины.
Прослушав хотя бы один раз любимую композицию с ламповым усилителем, невозможно остаться равнодушным, более того, вам захочется слышать это звучание ещё и ещё.
Есть несколько мифов, из-за которых многих любителей музыки мучают сомнения, и они с опаской продолжают относиться к ламповым усилителям. Давайте их разберем и расставим все точки над «i».
Миф 1
Лампы – это не надежно. Это ничем не подтверждено. Ведь вы будете иметь дело не с телевизором 60-70-хх годов, а с качественной аппаратурой, где инженеры как следует позаботились о хороших соединениях. Все лампы проходят самый тщательный отбор и имеют «жизнь» на 10 000 – 15 000 часов, а при эксплуатации без фанатизма – они прослужат вам практически вечно.
Миф 2
У лампы маловато басов – это было давно, и, как говорится, не правда. А точнее, прошли те времена, когда производители хотели сэкономить на трансформаторах выхода звука. Сейчас фирмы-изготовители применяют высококачественное железо и технологии намотки, которые способны выдать диапазон частот от нескольких герц до сотен килогерц.
Миф 3
Лампы изменяют звук – согласимся отчасти, да, у лампы есть свой уникальный голос, и разработчику при производстве усилителя нужно иметь огромные знания и опыт. Для справки: Cary Audio Design (США) при составлении своего лампового усилителя из ста закупленных компонентов отбирает только пять, а остальные бракует, так как, по их мнению, эти компоненты не обеспечивают хороший звук. Уверяем, что в качественном усилителе очень сложно уловить какую-то особую окраску, ну а после 20 минутного прослушивания вы даже и не вспомните об этом факте.
Миф 4
Стоимость лампового усилителя как у подержанной машины. Тоже не совсем так, здесь всё зависит от производителя, чем тщательнее он подходит к созданию аппарата, тем соответственно и расценки будут выше. Но это не говорит о том, что недорогой ламповик будет звучать плохо.
Итак, к достоинствам лампового усилителя можно отнести:
Надо понимать, что ламповый усилитель не бывает в одно мгновение готовым к работе, так как ему необходим хоть и небольшой, предварительный прогрев ламп. Правда, лампы прямого накала сразу приступают к работе.
Высокое выходное сопротивление – не позволяет каждому ламповому усилителю «дружить» с произвольным типом акустической системы.
Меньшая линейность, чем у полупроводниковых. Поэтому если вы гонитесь за приборными показателями долей процента коэффициента нелинейных искажений, то, вам, конечно, следует выбирать транзисторные усилители. Усиление и КНИ в диапазонах от десяти до шестидесяти герц не производят должного впечатления из-за использования выходных трансформаторов. Они же не дают возможность усиливать без искажений сигналы с широкими спектральными характеристиками и с частотой следования импульсов или повторения более десяти кГц.
Массогабаритные характеристики – выходные ламповые каскады необходимо согласовывать с нагрузкой при помощи трансформаторов. В итоге – сложная конструкция и вес, который начинает колебаться от 3 и 20 кг за 1 Вт выходной мощности. Стоит отметить, что эта самая выходная мощность относится тоже к недостаткам – она слишком низкая! У большого количества Hi-Fi усилителей ее показатель не превышает 10 Вт, при этом КНИ начинает достигать величин до 10%.
Высокое тепловыделение по причине низкого коэффициента полезного действия. Во многих случаях ламповые усилители дают усиление в классе «А», и их реальный КПД составляет не более десяти процентов. При этом колба работающей радиолампы разогревается до температуры более 150 градусов. А иногда и выше, поэтому и здесь рекомендуется соблюдать повышенную осторожность.
Ламповый усилитель более подвергается ВЧ, УВЧ и даже СВЧ наводкам, чем полупроводниковый. Он прекрасно детектирует сигналы GSM, WiFi, WiMax, и прочие современные источники наведённых помех, а вот транзисторы для НЧ усиления в этих диапазонах уже не работают.
В наше время просто огромное количество компаний занимается выпуском транзисторных и ламповых усилителей.
Транзисторы отличаются неоспоримым преимуществом – это надежные товарищи, повторяемы, и менее затратны на единицу выдаваемой колонкам мощности, что понятное дело, делает их более выгодными в производстве. Поэтому сейчас мы и можем видеть такое огромное количество транзисторных усилителей в магазинах и активную рекламу.
С ламповиками дело обстоит иначе и сложнее – начиная с вида, как известно, он довольно специфический, заканчивая тем, что они требуют более аккуратного обращения.
Ну и не маловажно, что до сих пор бытует предубеждение против товаров и продукции, изобретенной и выпущенной в прошлом веке. Но факт остается фактом - уже более 50 лет и по сей день самые мощные и знаменитые звукозаписывающие студии используют только ламповые тракты.
Важнейшие характеристики в данном случае это:
Мощность
Оптимальным показателем для решения большинства задач лампового усилителя является показатель порядка 35 Вт, хотя некоторые меломаны только приветствуют увеличение, например, до 50 Вт. Но стоит отметить, что многие современные девайсы соответствующего типа прекрасно работают и при мощности около 12 Вт.
Частота
Лучший диапазон для этой характеристики колеблется от 20 до 20 000 Гц. На рынке, в принципе, почти все усилители имеют этот критерий, сложно найти оборудование в сегменте Hi-End, которое бы не дотягивало до указанных параметров, но все-таки, покупая ламповый усилитель, особенно от малоизвестного бренда, проверьте, в каком диапазоне он поддерживает частоту.
Гармонические искажения
Определить оптимальный ламповый усилитель в определенном сегменте, прежде всего, можно, исходя из такой величины как показатель гармонических искажений. Лучше, если он не будет превышать 0,6%, а вообще, чем меньше эта величина, тем качественнее звук.
Стоит отметить, что этот показатель – не самый значимый с точки зрения обеспечения идеального качества звука. Однако данный параметр измеряет реакцию АС на входной сигнал. Достаточно тяжело на практике обеспечить стимулирование реакции акустики при измерении таким образом, как это осуществляется при проигрывании реальных сигналов. Но современные производители стараются все-таки обеспечить наименьший показатель гармонических искажений, например, престижные модели способны выдавать его на уровне, не превышающем 0,1%. Безусловно, при этом их стоимость становится несопоставимо выше конкурирующих моделей, с более высокими показателями гармонических искажений, но для меломана, как известно, вопрос цены может стать второстепенным.
Отношение сигнала к шуму
У современных моделей ламповых усилителей соотношение сигнала к шуму чаще всего придерживается показателя 90 дБ и более. Считается, что чем выше данный показатель – тем лучше, желательно, чтобы он был не менее 70. Некоторые бренды производят решения, где отношение сигнала к шуму – более 100 дБ, но и цена тогда, как и в случае с гармоническими искажениями, может быть гораздо внушительнее.
Поддержка определенных коммуникационных стандартов и энергопотребление – значимые параметры, но второстепенные. На них имеет смысл обратить внимание при прочих равных по вышеперечисленным показателям.
Конечно, при выборе оптимального лампового усилителя играют роль и другие субъективные факторы. Как правило, это и дизайн, и уровень звучания, и качество сборки, и показатели эргономики, но это уже дело вкуса.
Надеемся, наша статья поможет вам, и вы сможете выбрать усилитель своей мечты!