Компании: | 20 091 (+1) |
Товары и услуги: | 13 495 |
Статьи и публикации: | 1 161 |
Тендеры и вакансии: | 117 |
«Нижнекамскшина» и «СИБУР—Русские шины» работают над вариантом слияния бизнеса, заявил вчера гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов. По его словам, обсуждается две возможности объединения — создание УК или СП. В результате компании, по итогам прошлого года являвшиеся крупнейшими игроками российского шинного рынка, могут получить на нем совместную долю более чем в 30%. Эксперты отмечают, что слияние также будет способствовать снижению издержек производства и быстрому внедрению новой продукции.
Гендиректор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов заявил, что ОАО «Нижнекамскшина» (работает в составе нефтехимического комплекса «Татнефти») и ОАО «СИБУР—Русские шины» могут создать совместную компанию. Он сообщил, что для решения вопроса создана рабочая группа, которая в настоящее время рассматривает различные варианты слияния. «Все должно быть прозрачно и на понятных условиях. Можно создать управляющую компанию, тогда сохранится самостоятельность обеих компаний. Можно создать СП и объединить капиталы»,— сказал господин Тахаутдинов. По его словам, окончательное решение относительно схемы слияния пока не принято. В частности, компании рассматривают методологию оценки имущества. В «СИБУР—Русские шины» „Ъ“ подтвердили, что «в настоящее время ОАО „Татнефть“ и ОАО „СИБУР-Холдинг“ рассматривают различные стратегические альтернативы развития своих шинных активов, в том числе совместное развитие „СИБУР—Русские шины“ и „Нижнекамскшины“».
О вероятности слияния бизнесов впервые заявил гендиректор «СИБУР—Русские шины» Вадим Гуринов. Он подчеркнул, что участником компании, помимо СИБУРа и «Нижнекамскшины», может быть, например, государство в лице «Ростехнологий». Господин Гуринов рассказал, что задача слияния заключается в попытке собрать отрасль «в один кулак», «потому что, борясь друг с другом, мы теряем силы», а для достойной конкуренции с ведущими мировыми компаниями усилия надо объединять. Новая компания в случае создания, по его оценке, может войти в десятку крупнейших мировых производителей.
ОАО «Нижнекамскшина», по собственным оценкам, в 2009 году произвело 41% от общего объема российский шин, в первом квартале 2010 года — 42,1%. В 2009 году из-за кризиса объемы производства упали на 20,6% по сравнению с 2008 годом и составили 9,43 млн шин. В 2010 году компания планирует произвести 9,9 млн шин. Является основным комплектатором АвтоВАЗа, поставляя заводу около 2 млн шин ежегодно. 100-процентным «дочкам» ОАО «Татнефть» — ООО «Татнефть-Нефтехим» и ООО «Татнефть-Актив» принадлежит соответственно 59,4% и 7,03% в уставном капитале «Нижнекамскшины». ООО «Фин-Инвест» и UBS AG владеют по 6,6%. |
ОАО «СИБУР—Русские шины» является крупнейшим производителем шин в Восточной Европе. Выпускает шины для автотранспорта, сельскохозяйственной и индустриальной техники, а также авиашины. В состав холдинга входят пять шинных заводов: Ярославский шинный завод, «Омскшина», «Волтайр-Пром», «Уралшина» и СП «Матадор-Омскшина» с Continental AG. Кроме того, холдинг включает в себя завод по производству резинотехнических изделий — Саранский завод «Резинотехника», а также «СИБУР-Волжский», специализирующийся на производстве синтетического корда для шин. В 2009 году реализовал 8,1 млн шин, в 2010 году планирует рост объема производства на 14%. Выручка в 2009 году составила 20,1 млрд руб. (снижение на 24% по сравнению с 2008 годом). |
Согласно аналитическому отчету «СИБУР—Русские шины» о состоянии российского рынка шин в 2009 году, он снизился на 36%, до 33,1 млн штук. В стоимостном выражении рынок сократился на 40%, до 95,1 млрд руб. Крупнейшими игроками стали «СИБУР—Русские шины» (доля рынка в стоимостном выражении 17,1%), «Нижнекамскшина» (15%) и Bridgestone (10,5%). Следом идут Yokohama (8,1%), Amtel (7,1%), «Белшина» (7%), Michelin (5,9%), Continental (4,5%) и Nokian Tyres (3,5%). Большая часть проданных в России шин (19,4 млн) была местного производства — с кризисом спрос сместился в сторону шин нижнего ценового сегмента класса C (падение составило 27%), отчего пострадали шины премиального сегмента A и среднего ценового сегмента B (традиционно импортируются, падение 46% и 41% соответственно). Впрочем, несмотря на падение спроса на шины сегмента A и B, наиболее серьезный рост своей доли на российском шинном рынке показали японские производители: у Bridgestone он составил 4%, у Yokohama — 4,4%, у Sumitomo — 0,7%. В «СИБУР—Русские шины» это объясняют тем, что заводы японских концернов расположены в странах с крайне низкими производственными издержками (в частности, в Индонезии и на Филиппинах), а также близко к источникам сырья. Конкурировать с ними тяжело, даже имея локализованное производство в России.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что «объединение будет способствовать сокращению издержек компаний». «А с учетом того, что будет создана общая структура управления, единая система закупок сырья, появится возможность быстрее разрабатывать и внедрять в производство новые модели шин»,— говорит он. Такое же мнение вчера высказал и глава «Татнефти». «Чем крупнее компания, тем меньше должны быть затраты на единицу продукции и тем легче переключаться на выпуск той или иной продукции в зависимости от конъюнктуры»,— сказал господин Тахаутдинов. Кроме того, прогнозирует аналитик, слияние позволит компаниям создать «полноценную федеральную сеть по продаже шин».
Источник „Ъ“ на рынке отмечает, что «эти компании („СИБУР—Русские шины“ и „Нижнекамскшина“.—„Ъ“) очень похожи». «С одной стороны, они прямые конкуренты, с другой — ни одна из них не имеет каких-либо особых преимуществ перед другой»,— говорит собеседник „Ъ“. Другой источник „Ъ“ на рынке добавляет, что сегодня обе компании «находятся в самом низу двадцатки мирового рынка». «В случае объединения общая позиция значительно усилится: компания даже просто в силу своей величины будет вести себя более уверенно».